Лимон на чай

6 мультипликаторов для начинающих инвесторов

6 мультипликаторов для начинающих инвесторов

Инвесторы в поисках наилучшей компании изучают мультипликаторы. Это безразмерные показатели, у них нет величин по типу млн, трлн или шт. Мультипликаторы нужны, чтобы быстро оценить состояние бизнеса компании и сравнить с другими. 

В этой статье разберём самые популярные мультипликаторы, которые чаще остальных встречаются в инвестировании. 

P/E

P/E (Price to Earnings) — показывает отношение цены компании к её годовой прибыли. Это один из самых простых мультипликаторов. 

Он нужен, чтобы понять, за сколько лет окупится инвестиция в компанию. Чем он выше, тем больше лет придётся ждать возвращения вложенных денег.

Вот формула его расчёта.

Норма P/E для компаний РФ считаются значения от 15 до 20, а в США — от 30 до 40

Из чего состоит P/E

Чтобы его посчитать, надо знать: 

  1. Капитализацию. Это рыночная стоимость компании. Считается путём умножения количества всех акций компаний на их цену. По сути, это сколько нужно денег, чтобы выкупить компанию. 
  2. Чистую прибыль. То, сколько компания заработала за прошедший год или квартал. 

Допустим, у компании «Умные телевизоры» годовая прибыль равна ₽10 млн, а капитализация — ₽100 млн. Выходит, что P/E такой компании равен 10. Именно столько лет потребуется, чтобы вложения в акции окупились. 

Удобно то, что ничего не надо считать ручками. Мультипликатор P/E автоматически высчитывают различные сервисы. Например, сервис для фундаментальной аналитики Wolf Street

Высокие значения P/E говорят о перекупленности компании, а низкие — наоборот, о недооценённости. То есть чем меньше показатель, тем лучше. Потому как перекупленные акции имеют склонность быстро расти или падать, тогда как недооценённые расти, если инвесторы обратят на них внимание. 

Чтобы понять, хороший ли у компании мультипликатор P/E или нет, надо сравнивать с её конкурентами из одной отрасли. Посмотрим на примерах:

1. У «Магнита» P/E за 2020 — 17,3

2. У X5 Retail Group — 23

Если так бегло посмотреть, то акции «Магнита» выглядят интереснее, потому что менее перекуплены.

Недостатки мультипликатора P/E

1. Всё зависит от отрасли. Например, P/E в районе 30 многовато для ритейлеров, но для IT-компаний вполне нормальный показатель.

2. Единой нормы нет. Везде вы встретите разные данные, какие значения и для какой отрасли считать нормальными. 

3. Высокие значения — не 100% гарантия, что акция просядет. У Tesla, например, P/E равен 366, но акции всё равно растут. 

Поэтому к P/E надо относится так: увидели большие значения, сравнили с другими компаниями и попытались понять, в чём дело. То есть инвестору нужно смотреть не только на один P/E, но и в целом отслеживать другие мультипликаторы. И уже вкупе с этими данными принимать решение о покупке.

ROE

ROE (Return on Equity) — показывает отношение чистой прибыли компании к её собственному капиталу. Он помогает понять, сколько денег она может потратить на дивиденды или развитие. Чем больше значения, тем лучше. 

Мультипликатор ROE считается вот так

Эффективность компании зависит от того, сколько ей денег приносят инвестиции в своё развитие

Из чего состоит ROE

С чистой прибылью мы уже разобрались. Напомним, что это сколько компания заработала за отчётный период. 

Собственный капитал компании — это активы за вычетом обязательств (займы, кредиты, собственные облигации). Эти данные можно посмотреть в отчётах компании. 

gazprom.ru / Как считается капитал компании на примере отчёта «Газпром» за 1-й квартал 2021 года»

Посчитаем на примере всё той же компании «Умные телевизоры». Вот как она закончила 2020:

— Чистая прибыль составила ₽0,5 трлн

— Активов у неё на ₽10 трлн

— Обязательств на ₽4 трлн

ROE = 0,5 / (10 — 4) *100% = 8,3%. Получается, что ROE у «Умные телевизоры» по итогам 2020 года составил 8,3%. То есть каждые ₽100 компании генерируют ₽8 чистой прибыли. 

Чтобы понять, много это или мало, нужно сравнить эти значения:

1. С конкурентами. Так вы найдёте, какая компания эффективнее использует свой капитал. 

2. С собственными показателями компании за несколько лет. Если ROE растёт, то это сигнал, что компания развивается. 

3. С доходностью низкорисковых активов. Если ROE компании ниже, чем, например, у ОФЗ, то выгоднее вложиться в облигации.

Читайте также:
ОФЗ: как с выгодой давать государству в долг

А теперь примеры из жизни. Возьмём две популярных компании из российского нефтегазового сектора. Вот их ROE за 2020 год :

1. У «Лукойла» — 0,4%.

2. У «Роснефти» — 6,9%.

На первый взгляд, «Роснефть» выглядит интереснее. Но опять же — надо смотреть на динамику этого показателя в целом. 

Недостаток мультипликатора ROE

Он не отображает реальное состояние бизнеса. Если у компании дела идут плохо, то она может использовать капитал на покрытие расходов. Размер капитал будет снижаться, а ROE расти. Поэтому ROE лучше изучать вместе с другими коэффициентами.

P/S

P/S (Price to Sales) — это отношение стоимости компании к её выручке. 

Мультипликатор P/S отражает, сколько инвестор платит за единицу выручки. Нормой считаются значения 2 или меньше. Чем меньше, тем лучше. А значения меньше 1 означают недооценку компании. Как раз и в этом задача, чтобы найти недооценённые компании. 

Считается очень просто.

Если у компании значение мультипликатора равно, например, 4, то её акции слишком переоценены, и вы переплачиваете за них

Из чего состоит P/S

Капитализация компании — это её рыночная стоимость. 

Выручка — это, по сути, доходы компании. Важный момент: прибыль и выручка — разные вещи. После того, как компания заработала деньги, ей нужно ещё рассчитаться по долгам, закупиться товарами, оплатить работу сотрудникам и так далее. Прибыль компании — это то, что осталось после всех расходов.

Посчитаем P/S на примере компании «Умные телевизоры». По итогам 2020 года выручка составила ₽50 млн. А рыночная цена сейчас — ₽100 млн. Итого P/S равен 2. Вполне неплохо и неперекуплено. 

Сравним с реальными компаниями. Возьмём две компании из банковского сектора РФ:

1. У «Ростелекома» P/S равен 0,47

2. У МТС — 1,29

По этому мультипликатору P/S акции «Ростелекома» выглядят интереснее.

Что нужно учесть при анализе P/S

Как и в случае с P/E, чётких закономерностей, будут ли компании с высоким P/S падать,  нет. Например, у AMD P/S — 9,7. Но акции всё равно растут. 

Да и P/S нужно использовать только в совокупности с другими мультипликаторами.

Читайте также:
Топ-5 компаний, которые регулярно платят дивиденды

Net Debt/EBITDA

Net Debt/EBITDA — показывает отношение чистого долга к EBITDA компании. 

Помогает оценить, сколько лет потребуется компании, чтобы погасить свои долги. Чем ниже значение, тем лучше. Норма — 3. 

Если мультипликатор отрицательный, то компания убыточная. Если отрицательный чистый долг, то у компании либо нет кредитов и займов, либо большое количество денежный средств, а это позитив.

Считается вот как

Если у компании Net Debt/EBITDA равен 4, то ей надо 4 прибыли, чтобы погасить долги

Из чего состоит Net Debt/EBITDA

Чистый долг компании — это задолженность по кредитам за вычетом денежных средств и их эквивалентов: что-то, что можно быстро обменять на деньги. Например, краткосрочные облигации или акции. 

EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. По сути, сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях: если бы все заводы у неё уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для неё нулевую налоговую ставку. 

Попробуем посчитать Net Debt/EBITDA на примере компании «Умные телевизоры».

  1. Краткосрочные обязательства — ₽10 млн
  2. Долгосрочные обязательства — ₽20 млн
  3. Деньги и их эквиваленты — ₽10 млн
  4. EBITDA — ₽1 млн 

Net Debt/EBITDA = (10 + 20 — 10) / 1 = 20. Получается, что Net Debt/EBITDA у «Умных телевизоров» равен 20.

Вот Net Debt/EBITDA у реальных компаний:

1. У МТС — 1,48

2. У «Ростелекома» — 1,93

Что важно учесть при работе с Net Debt/EBITDA

Норма мультипликатора чистый долг/EBITDA может меняться. Это зависит от того, где работает компания (страна и отрасль). Поэтому нужно учитывать «среднюю температуру по больнице». 

P/B

P/B — это отношение рыночной цены акции к её балансовой стоимости.

Он показывает, сколько вы получите имущества компании, если купите её акции. Если мультипликатор больше единицы, то компания цена стоит дороже, чем её имущество, и вы переплатите. Если меньше, то компания недооценена. 

Если у компании значения мультипликатора P/B меньше 0, то высок риск её банкротства

Из чего состоит P/B

Капитализация нам уже знакома. На балансовой стоимости остановимся подробнее. Это чистые активы компании (её имущество) за вычетом долгов. Узнаёте? Да, всё верно, это собственный капитал по своей сути. 

Посчитаем P/B на условных примерах:

1) АО «Уральские Вагоны»

• Капитализация  — ₽10 млрд

• Собственные активы компании — ₽30 млрд

• P/B у «Уральских Вагонов» = 0,33

2) АО «РосВагон» 

• Капитализация  — ₽1 млрд

• Собственные активы компании — ₽0,1 млрд

• P/B у «РосВагона» = 10

Капитализация у «Уральских вагонов» в 10 раз превышает стоимость её активов. Это значит, что если компания разорится, то её имущества не хватит, чтобы вернуть акционерам деньги. 

А у «РосВагон» много дорогих активов — вероятно, в случае банкротства компания рассчитается и с кредиторами, и с акционерами. 

Вот два примера P/B у компаний России:

1. У «ФосАгро» — 5,78

2.  У «Акрона» — 6,21

Что важно учесть при анализе P/B

P/B применять к тем компаниям, которые владеют чем-то материальным. Например, землей зданиями, помещениями, оборудованием. При анализе компаний, у которых много нематериальной собственности: технологий, программ и так далее, он неэффективен.

Читайте также:
Хедж-фонды: можно ли заработать чужими руками?

EV/EBITDA

EV/EBITDA — показывает отношение стоимости компании к её прибыли до уплаты налогов, амортизации и других обязательных платежей. Работает как P/E, но более точно.

Если у компании EV/EBITDA равен 5, то ей понадобится 5 прибылей до уплаты налогов, процентов и амортизации, чтобы окупить себя

Из чего состоит EV/EBITDA

С EBITDA мы уже знакомы. EV — это стоимость компании. Считается как капитализация + чистый долг компании. Ведь когда вы покупаете компанию, то вы покупаете и её долги. EV это учитывает, в отличии от обычной капитализации.

Посчитаем EV/EBITDA на всё той же условной компании «Умные телевизоры»:

1. Капитализация — ₽100 млн

2. Чистый долг — ₽20 млн

3. EBITDA — ₽10 млн

EV/EBITDA = (100 + 20) / 10 = 1, 2. Получается, что EV/EBITDA составляет 1,2. Вполне неплохо. 

Теперь примеры мультипликатора живых компаний:

1. «Яндекс» — 32

2. Mail.ru — 12,9

Выходит, что Mail.ru выглядит привлекательнее. 

Что важно учесть при анализе EV/EBITDA

Этот мультипликатор похож на P/E, но более точен. Используйте его, чтобы сравнить компании без учёта налоговых ставок в разных странах и амортизации.

Вывод

Если нужно быстро оценить и сравнить компанию, то вам помогут мультипликаторы. Их превеликое множество, но на базовом уровне стоит использовать эти 5 показателя: 

  1. P/E показывает, сколько лет потребуется, чтобы окупились инвестиции в компанию. Меньше — лучше.
  2. ROE помогает определить, насколько эффективно работает компания. Больше — лучше.
  3. P/S показывает, сколько вы заплатите за единицу выручки компании. Чем меньше, тем лучше. Норма — 2.  
  4. P/B показывает, сколько вы получите имущества компании, если купите её акции
  5. EV/EBITDA — более «прокачанная» версия P/E.
  6. Чистый долг/EBITDA помогает оценить, сколько лет потребуется компании, чтобы погасить свои долги. 

Мультипликаторы не надо считать руками — их легко найти с помощью сервиса для анализа акций.

Но помните, что эти мультипликаторы работают, только если сравнивать компании из одного сектора. Кроме того, нужно оценивать компанию по разным мультипликаторам. И чем их будет больше, тем точнее будет анализ и его результаты.

Exit mobile version