Лимон на чай

Что такое SPAC-компании и стоит ли в них инвестировать

Что такое SPAC-компании и стоит ли в них инвестировать

Что такое SPAC

SPAC-компании — это пустышки без сотрудников, офисов, прибыли и убытков. SPAC-компании создают с одной целью: помочь бизнесу выйти на биржу в обход IPO.
Компании выходят на биржу через SPAC с конца 20 века. Но по-настоящему взрывной рост эта отрасль показывает с 2017 года.

Известные компании, которые вышли на биржу через SPAC:

  1. Космическая компания Virgin Galactic
  2. Мессенджер Slack
  3. Стриминговый сервис Spotify

Например, вот как растёт число выходов на биржу через SPAC. 

Количество ежегодных выходов на биржу через SPAC с 2012 по 2020 гг.

SPAC (Special Purpose Acquisition Company) переводится дословно как целевая компания, предназначенная для слияния.

А вот число размещений через IPO непостоянно и меняется год к году.

Количество проведённых IPO с 2012 по 2020 гг.

Как работают SPAC-компании

Если вкратце, то один или несколько человек создают компанию-пустышку, собирают деньги инвесторов и выкупают готовый бизнес. SPAC-компанию могут создать управляющие инвестиционных фондов или CEO крупных компаний. В общем, те люди, которые связаны с управлением и финансами и понимают, что делают.

Как работает SPAC

Почему SPAC сейчас популярны

Через SPAC выйти на биржу дешевле и проще. Чтобы разместиться на бирже через IPO, компании нужно нанять инвестиционный банк, который этим будет заниматься. За свои услуги этот банк будет брать до 12% от стоимости самого размещения. SPAC же позволяет сэкономить. 

Риски и выгоды SPAC

Команда, создавшая SPAC-компанию

Она получает больше всего прибыли от успешного поглощения. Сливающийся с ней бизнес обязан провести дополнительный выпуск 20% акций, которые достаются спонсорам.

Но если слияние прошло неудачно, то команда SPAC теряет все деньги, которые вложила в создание пустышки, рекламу и поиск спонсоров. Это могут быть десятки миллионов долларов.

Вывод: основатели SPAC-компании рискуют всеми деньгами, которые вложили в пустышку, рекламу и поиск спонсоров. В случае успеха их ждёт бонус — 20% акций бизнеса. 

Инвесторы, поверившие в SPAC

Они получают шанс вложиться в хороший бизнес, который пока ещё нельзя купить на бирже. Если поглощение пройдет удачно, можно купить перспективную компанию за выгодную цену. Кроме того, инвесторы часто получают варранты — договоры, по которым можно купить акции SPAC по заранее определённой цене. В теории, можно продать акции и оставить за собой варранты, которые ни к чему не обязывают. 

Если SPAC не сможет найти бизнес для слияния за два года, инвесторам просто возвращаются их деньги. 

Читайте также:
Что такое IPO и как на этом заработать

Но риски есть. Основной — вложение денег наугад. В момент IPO SPAC-компания не знает, кого будет поглощать. Обещания или планы никогда не закреплены в документах. 

Гораздо опаснее ситуация, когда поглощенный бизнес оказывается не таким уж хорошим, как казалось на первый взгляд и акции начинают падать. А это происходит достаточно часто: WSJ посчитал, что акции более половины SPAC, ставших публичными в 2015–2016 годах, сейчас торгуются ниже стоимости IPO.

Вывод: инвесторы, которые вкладываются в SPAC-компанию, могут получить перспективный бизнес по выгодной цене. Но заранее этого узнать они не могут. Инвесторы рискуют полностью потерять деньги, но цена акций после слияния может пойти вниз. 

Заработок на IPO и SPAC: в чём смысл

Сейчас есть много стратегий заработка на IPO. Их авторы открыто говорят, что заходят почти во все сделки и практически не анализируют бизнес. Смысла в фундаментальном анализе нет, ведь сделка обычно закрывается в течение 100 дней после IPO.

Читайте также:
Как провести фундаментальный анализ компании: разбираем на примере «Норникеля»

Авторы таких стратегий зарабатывают на том, что до первичного размещения акций допускают далеко не всех. В России, например, нужно:

  1. зарегистрироваться у определенных брокеров
  2. получить статус квалифицированного инвестора
  3. внести на счет солидную сумму денег (от $2 тыс. в зависимости от брокера)

И это всё ради того, чтобы получить всего пару процентов от заявки на IPO. В связи с этим на вторичном рынке появляется толпа желающих добавить новую акцию в свой портфель. Толпа и толкает котировки вверх, что позволяет авторам стратегий зарабатывать на IPO. 

Бум IPO побуждает непубличные компании выходить на биржу. Например, для российского OZON размещение акций оказалось выгоднее, чем слияние со «Сбером». Рано или поздно темпы роста числа компаний, которые выходят на IPO, превысят количество желающих купить эти акции на вторичном рынке. 

И тогда стратегии, которые сейчас приносят сотни процентов в год, перестанут работать. При этом их авторы успеют заработать на комиссиях, а вот инвесторы потеряют собственные деньги. 

Со SPAC рисков больше — всё, что у вас есть в качестве аналитики перед покупкой, это авторитет создателя «пустышки». При этом одна неудачная сделка может перекрыть все его предыдущие успехи. В этом случае создатели SPAC больше не смогут привлекать деньги инвесторов.

Кроме того, из-за простоты SPAC его выбирают маленькие компании без чистой прибыли, но с обещаниями изменить мир. 

Гарантий нет, поэтому единственный способ систематически зарабатывать на SPAC — надежда на повышенный спрос, как в примере с IPO. И то он будет небесконечным.

Вывод

Если хотите вложиться в SPAC-компанию, принимайте следующие риски:

  1. Руководство SPAC может провести слияние с убыточной компанией 
  2. SPAC будет уничтожен в случае, если за два года не получится найти бизнес для слияния
  3. Повышенный спрос на компании после SPAC-размещения может закончиться после нескольких неудачных случаев 
  4. Количество компаний, желающих выйти на биржу через SPAC, будет расти быстрее числа потенциальных инвесторов

Именно поэтому SPAC — рискованный способ для инвестиций. Вкладывайте ту сумму, которую потенциально готовы потерять. 

Exit mobile version