Лимон на чай

Интервью с предпринимателем: вложил деньги в первый квест-рум своего города

Интервью с предпринимателем: вложил деньги в первый квест-рум своего города

Тема инвестирования это моё хобби, но интересно разбираться не только с ценными бумагами и фондовым рынком. Вложить деньги в бизнес или недвижимость выглядит интересным опытом, хочется разобраться как все устроено изнутри: понять какие подводные камни скрыты и увидеть реальную доходность.

Взял интервью у интересного человека, который первые вложения сделал в свой бизнес. Как он к этому пришел и что из этого получилось — в тексте ниже

Представься, как тебя зовут

Привет, меня зовут Стас.

Мы с тобой познакомились на фоне общей темы — инвестирование, а затем ты рассказал о своем опыте с вложением в реальный бизнес: квест-румы. Расскажи об этом опыте, как туда занесло и что с этим бизнесом сейчас?

Работал менеджером по продажам, мне эта работа не очень нравилась и решил уйти, чтобы попробовать себя в собственном деле.

В конце лета 2014 года искал с девушкой (уже женой) чем заняться, в каком бизнесе себя можно попробовать. И наткнулись на продажу франшизы квест-комнат из Клаустрафобия (Москва), заинтересовались что это вообще такое (квест), на тот момент в Украине еще не было квестов, а в России они уже были год! Почитали про эту сферу и поняли, что можем сделать свой квест.

Жена познакомила меня со своей знакомой с работы, очень креативный и ответственный человек (Оксана) и мы начали писать сценарий, придумывать название и логотип компании.

Оформили все необходимые документы. Далее начался поиск помещения, нашли за три недели. Когда уже открылись, я понял что мы допустили две ошибки из-за неопытности в поиске помещения:

  1. Нет отдельного входа
  2. Мы на втором этаже, а уборная на первом через улицу

Первую комнату мы открыли в конце ноября. Сейчас наш проект Zападня продолжает работать, но уже под другим брендом. Мы продали его летом 2017.

Стас и его жена. Создатели квеста

А разве в квест-румах важно наличие туалета? Я сам был в квестах и там один час находишься, пока идет квест. Если не рассматривать вариант, когда сразу 2-3 квеста подряд проходишь. Или у вас был такой страшный квест, что наличие туалета рядом — это было необходимо??

У нас было два квеста и оба не страшные, но туалет это стандарт. Если его нет, значит мы не очень паримся о комфорте клиента. И тем более под боком открылись конкуренты, причем очень агрессивные, у них туалет был больше чем наш ресепшн?

Сколько тебе лет и был ли раньше опыт своего бизнеса. Или это первый опыт?

На момент запуска было 26 и казалось, что уже поздно начал пробовать открывать свое дело. Это был первый опыт и, возможно, поэтому у нас даже мысли не возникло, что можем не выйти на прибыль. Мы просто делали квест и получали огромное удовольствие! Коммерция в тот момент ушла на второй план!

В тех квестах, где я принимал участие, комнатка была небольшая — метров 10. А у вас какие были «румы»?

Первый квест у нас был 26 к.м., было просторно. 

Потом поняли — нужно делить квест на две комнаты! Второй квест был один из самых маленьких в городе: 10 квадратов и предназначался для двоих. В итоге и 3-4 человека нормально играли! 

На самом деле все зависит от того, какой будет квест. Мы понимали, что людям в 10 метрах будет не очень интересно на протяжении часа и поделили прохождение квеста на этапы. Когда команда проходила один этап, полностью менялся свет и музыка в помещении. Люди начинали видеть новые предметы и загадки, это давало супер эффект перехода в другое пространство.

Квест так и называется “Альтернативная реальность”

Кстати, сейчас есть комнаты с живыми актерами. У вас в городе такая штука есть? Что по ним можешь сказать?

У нас таких квестов все больше и больше появляется. Очень нравятся людям. Больше эмоций, а люди именно за ними и идут в квест.

Сразу по комнате с живыми актерами — сколько там актеры получают, как думаешь?

У нас в городе среднем 4-7$ за Игру

Могу рассказать пример из своего города. У нас есть сеть квест-румов, у них самый топовый квест это с актерами. Цена на него такая же, как и на обычный. То есть ребята на нем ничего не зарабатывают — работают в ноль. Это их «продукт-вход», которым они цепляют клиентов. Сразу выдают им крутейшие эмоции, а уже затем предлагают пройти и по остальным квестам. Сейчас в крупных сетях нечто подобное практикуют? Или это такое ноу-хау?

Очень интересный подход. Но если остальные Квесты у компании слабее, то больше на обман похоже?

Если люди любят именно страшные Квесты (есть такие), им не зайдёт простой квест с заданиями (какой бы крутой он не был). И наоборот, если клиент не хочет страшный квест, а хочет интересные, уникальные задания и атмосферное пространство, их такой фишкой не завлечешь.

Как правило, у каждой компании есть свой «уровень квестов» и по 1-2 квестам этой компании можно понять их уровень и решить для себя, хочешь ты тратить деньги на Квесты этой компании или нет.

А как у вас маркетинг был устроен? Занимались активными продажами и работа с базой клиентов? Напоминали о том, что у них уже есть скидки и можно прийти вновь? Или работали просто на входящем потоке и сарафанке. Пример из своего опыта: ходил на 2 квеста в одной сети. Мне никогда не звонил и не приглашал прийти повторно. Вот мне интересно — то ли у них так дела идут хорошо, то ли просто упускают хороший канал для продаж

Мы раздавали листовки и продвигались через Google Adwords и Яндекс.Директ.

Сарафан работал очень хорошо, наверное, лучше всех. В начале у нас было очень мало клиентов и я звал всех знакомых бесплатно. Это дало свой толчок, о нас заговорили.

Мы не обзванивали клиентов с приглашением, хотя другие так делали. Сейчас понимаю, что маркетинг у нас был слабый.

Как сейчас дела обстоят с привлечением? Теперь люди знают о квестах и привлечь должно быть проще. Хорошо должен работать именно платный источник рекламы. Или я ошибаюсь?

Да, все верно. Сейчас люди просто выбирают квест, а не пытаются понять что это вообще такое. Контекстная реклама работает на ура.

Плюс, появилось несколько сайтов с отзывами и рейтингами, они тоже хорошо привлекают клиентов, но берут свой процент за каждую игру.

Технический момент. В комнатах, где я был, некоторые действия начинались после нажатия определенных кнопок. Или прикладывания искуственного пальца к считывателю. Мне вот интересно — за такими действиями следит администратор и нажимает на кнопки, для активации действий? Очень сомневаюсь, что считыватель был настоящим?

Такие действия происходят благодаря электронике. Датчики и микроконтроллеры.

Это не очень сложно, если немного разобраться. Мы находили радиолюбителей и они делали нам электронику в квест.
В одном месте как правило 2-4 квеста, за которыми следит 1-2 человека и нажимать кнопки он не сможет, слишком много действий может происходить одновременно. Есть Квесты, где действительно такими вещами управляет администратор, но это бюджетные Квесты с одной комнатой!

Хорошо, перейдем к «мясу». Какие цифры в этой нише? Например, вложил 1000$ и через год достал 2000$ или это все по- другому?

На старте мы вложили 2000$. Но сейчас эта цифра, как правило, больше.

Объясню.

Мы делали все сами: ремонт, бутафория, мебель для квеста. Нам очень повезло с друзьями, они помогали нам целыми днями и ночами строить комнату! 

Парень Оксаны сделал главную фишку квеста: уникальный прибор, который не продается в магазинах, а собираются исключительно для научных экспериментов! Для меня это было просто шоком.

До последнего я искал варианты для ВАУ эффекта, но когда он показал мне этот прибор в работе я понял — квест ГОТОВ!

Первый месяц был самым сложным в плане заработка. 

Обычная реклама не работала, потому что люди вообще не понимали что им предлагают.

Мы пошли другим путем: звали всех знакомых и друзей играть бесплатно, чтобы по городу расходилась информация о таком виде развлечения. Это сработало.

В январе уже вышли на прибыль. Вложенные деньги мы заработали за 3 месяца, но вкладывали их в новую комнату и дорабатывали существующую. 

Плюс я брал себе «зарплату» с этих денег!

Не попали в кассовый разрыв из-за того, что брал зарплату таким образом? Довольно частая проблема на старте?

Нет, все обошлось.

При вложениях 2000$ как сумма распределилась? Сколько ушло на аренду, сколько на создание комнаты? Какие вообще вложения в комнату получаются?

На самом деле, вспоминая время запуска проекта, я в шоке. Мы смогли сделать все очень дёшево. Сейчас таких цен нет.

Повторюсь, тут нам повезло с друзьями. Основные вложения в комнату:

  1. Ремонт помещения и мебель для квеста.
  2. Создание уникальных «фишек» комнаты.

Если в квесте будут только вещи из быта, то людям это не зайдет. Должны быть приборы и эффекты, которых никак не ожидаешь увидеть. 

Пример — зеркало. Совершаешь действие и в нем появляется призрак, который дает подсказку.

Каковы ежемесячные операционные затраты на поддержание одной комнаты?

Но это при условии, если вы сами будете проводить игры.

Если будет работать админ, то ПЛЮС его зарплата (тут уже зависит от региона).

У нас в городе были небольшие зарплаты. Наш админ сидел с 15:00 до 21:00, 15 дней в месяц, за это получал около 100$

Какая у вас была выручка с одной комнаты в месяц? И какая сумма расходов. Понять, насколько рентабельный бизнес?

В месяц, примерно, 800$. Из них на расходы — 300$. 

Но у всех эти цифры ооочень разные. Аренда, отопление, маркетинг отличаются в разы. 

У нас были месяцы, когда в ноль работали. Но это уже ближе к продаже бизнеса.

Что с конкуренцией, как сейчас дела обстоят?

Сначала конкуренции не было, даже наоборот, со многими ребятами у кого были квесты мы подружились и общаемся до сих пор. 

Примерно через полтора года после нашего открытия появилось несколько крупных сетей. У них было 5-10 комнат, и тогда мы почувствовали, что на рынке появляются сильные игроки.

Как и в любом другом бизнесе, многое решает реклама. Новые игроки вложили в рекламу очень много средств!

Насчет заполняемости. Вообще, в среднем, одна компания только в одном квесте принимает участие или после одного квеста продолжает играть в других комнатах?

Примерно 30-40% команд готовы идти во второй квест, если им зашел первый. 

Есть два общих типа клиента: праздничные и любители развлечься. Праздничные – это дни рождения, тимбилдинг и т.п. Они играют, как правило, в одном квесте и уходят. Дальше у них уже есть план мероприятия. 

Любители развлечься – это клиенты, которые просто выбирают на день или на вечер вид досуга: боулинг, караоке, фильм, квест… Такие клиенты готовы играть в нескольких квестах (если позволяет бюджет).

Довольные клиенты

Как у вас было с ценообразованием? Сколько стоило участие в одном квесте, были ли скидки постоянным клиентам?

На старте игра стоила 20-25 долларов. 

Через 6 месяцев после открытия, когда доллар показал рост, цена опустилась до 15-20 баксов. 

Скидки были, стандартно по городу это 4-5 долларов.

Все, что ты описал, это для какого города/региона характерно?

Мой пример характерен для города с населением около 1 млн человек. 

В столицах обстановка веселее: квестов много, но и людей в разы больше! 

На выходных все квесты (и хорошие, и плохие) забиты!

А твой квест в каком городе был

Украина, город Днепр

Ты упомянул, что уже вышел из этого бизнеса — почему? Как размышлял в тот момент и что послужило спусковым крючком

Примерно через 6 месяцев после появления крупных сетей (у кого больше 2 комнат) мы почувствовали, что конкуренция сильно возросла. Было принято решение выходить из бизнеса. 

Один из наших друзей, тоже владелец своих квестов, кстати, помог выйти на владельцев крупной сети и мы договорились о цене. 

Летом 2017 мы передали бразды правления нашим маленьким проектом.

Стас, если не секрет, какой в итоге был чек за продажу бизнеса? И какую окупаемость заложили в эту сумму?

Поделюсь своим опытом — у меня была студия по разработке интернет-магазинов и стабильный ежемесячный доход в 1200-1300$. Покупателю назвал ценник с 2-ух годовой окупаемостью. С учетом небольшого торга получилось 27 000$ за все. А у тебя?

3500$

Мы не закладывали окупаемость, о таком даже не задумывались. Просто поняли, что пора выходить из этого бизнеса. Изначально хотели 6000$, нижняя граница была 3500$, вот собственно за неё и продали.

К чему пришел в итоге, как воспользовался полученными деньгами и куда их вложил?

Понял, что собственный бизнес это не так страшно. 

Увидел свои слабые и сильные стороны в организации и маркетинге. 

Полученные деньги вложил в криптовалюту.

А что насчет твоего опыта в инвестировании? И почему крипта?

Мой опыт инвестирования на данный момент ограничен криптой. 

Вложил туда, наверное, из жадности, так как хотелось быстро заработать. 

Через пару месяцев после покупки, начал изучать трейдинг и понял, что мне это нравится. В какой-то момент все шло хорошо, но из-за неопытности потерял большую часть средств, сейчас стал более осторожным.

Сейчас крипта существенно упала, что с твоими инвестициями?

Сейчас это ушло в разряд долгосрочных инвестиций, портфель существенно просел. 

Для тех кто в теме, я классический ХОМЯК ?

Сейчас стоит входить в бизнес квест-румов? Твое мнение интересно.

Я бы сейчас не заходил, разве что в столице.

Вложения должны быть примерно 30 000 – 50 000$ (в каждую комнату), потому что уровень квестов вырос и растет каждый год! 

Плюс, желательно открывать сразу 2-3 комнаты. С одной можно выжить только в случае, если она будет невероятно крутая и о ней будет говорить весь город, но это скорее исключение, чем правило.

То есть сейчас для старта нужно 90 000 — 150 000$ на 3 комнаты. И как быстро окупится?

Это цифры для хорошего проекта в столице. В регионах можно в 30000-50000 вложиться.

Мы свой окупили за 2-3 месяца. В среднем, по рынку окупаемость 6-9 месяцев.

Стас, спасибо за интервью! Много интересной информации и цифр. Многим будет полезно.

Рад был пообщаться

Вот такой получился материал. Тем, кто хочет входить в этот бизнес — хорошая информация для оценки своих возможностей.

Exit mobile version