Лимон на чай

Инвестиции в EdTech. Разбираем 6 перспективных компаний

Инвестиции в EdTech. Разбираем 6 перспективных компаний

Бум онлайн-образования. Что происходит с рынком

Онлайн-образование набирало популярность последние 5 лет, но качественный скачок рынка EdTech произошёл во время пандемии 

  1. Из-за карантина школьники и студенты учились на дому. По подсчетём Минобрнауки, на дистанционном обучении были свыше 60% российских студентов.
  2. Взрослые столкнулись с падением доходов «офлайн»-профессий и стали учиться новым профессиям в онлайне. Некоторые сервисы запустили программу поддержки людям, которые потеряли работу из-за пандемии. Например, Coursera запустила проект: потерявшие работу из-за COVID-19 смогут пройти бесплатное обучение на онлайн-курсах. Кроме бесплатных курсов появились тысячи платных образовательных программ для взрослых.

В пандемию стали очевидны все плюсы дистанционного обучения. И, скорее всего, рынок EdTech будет расти даже после окончания карантина. Популярность онлайн-образования привлекает инвесторов. Например, вот как выросли инвестиции в российский EdTech с 2014 по 2019 год:

eddu.io / График объёма инвестиций в онлайн-образование

Лидеры EdTech-рынка в России

«Сбер»: аналог электронного дневника

«Сбер» — это уже не просто банк. Компания выходит на IT-рынок, развивает собственные собственные сервисы: доставку продуктов, онлайн-образование, онлайн-аптеки, оператор сотовой связи, и ещё много чего. 

В сфере онлайн-образования «Сбер» новичок. Пока что есть платформа под названием «СберКласс». По сути, это аналог электронного дневника и «Московской электронной школы». Есть вероятность, что проект внедрят во все  школы России: «Сбер» работает над ним под кураторством Минпросвещения РФ.

Собственных образовательных программ у «Сбера» нет. Зато «Яндекс» и Mail.ru Group, о которых мы поговорим дальше, уже предлагают пользователям свои обучающие программы. 

Что по цифрам. По итогам 2020 года чистая прибыль «Сбера» упала на 7,7%, с ₽846,98 млрд до ₽781,6 млрд. Да и рынок, кажется, не заметил трансформацию банка в IT-гиганта: компания торгуется с мультипликатором P/E 8,4, что гораздо ниже, чем у коллег по цеху.

«Сбер» выглядит недооценённым по мультипликаторам

«Яндекс»: всё и сразу

«Яндекс» — российский IT-гигант. Раньше был лишь интернет-браузером, но постепенно вырос и стал целой экосистемой. У «Яндекса» есть сервис доставки еды, такси, блог-платформа «Дзен».

Компания вышла и на рынок онлайн-образования. Сейчас «Яндекс» работает в трёх направлениях:

  1. «Кружки́». Онлайн-занятия для детей 4-12 лет.
  2. «Репетитор». Типовые задания для подготовки к ЕГЭ (аналог «Решу ЕГЭ»).
  3. «Видеоуроки». Готовые материалы по предметам школьной программы 5-11 классов.
  4. «Практикум». Курсы по освоению новых профессий.

При этом платное обучение только в «Практикуме» и «Кружках». Давайте разберём эти направления:

  1. Перспектива «Кружков» сомнительна. Родителям важны не только навыки, но и социализация ребёнка. Чтобы он мог вживую общаться с другими детьми. Сложно представить, что в ближайшем будущем услуга «одиночных» кружков будет пользоваться стабильно высоким спросом.
  2. «Практикум» выглядит интересней. Курсы по освоению новых профессий будут востребованы и в будущем. Но пока что программ в «Практикуме» гораздо меньше, чем у конкурентов. 

Что по цифрам. 2020 год «Яндекс» закончил с такими результатами:

  1. Выручка компании выросла на 24%, до ₽218,3 млрд.
  1. Чистая прибыль выросла на 116% г/г и достигла ₽24,1 млрд.

«Яндекс» сейчас стоит дорого. Вот 3 мультипликатора, которые об этом говорят:

«Яндекс» стоит дорого по основным мультипликаторам

Mail.ru Group: уверенный лидер отрасли

Mail.ru Group — российская технологическая корпорация. Владеет социальными сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», платформой онлайн-игра, мессенджерами, сервисом объявлений, такси.

Главная тактика Mail.ru Group — купить перспективные проекты на ранней стадии их развития. Адаптировать их под себя и добиться роста. Вот как выросли купленные компанией проекты:

corp.mail.ru / Проекты, в которые инвестировала Mail.ru Group, выросли в 3-6 раз

Эту же тактику Mail.ru Group применила на рынке EdTech. Она купила два сервиса онлайн-образования Skillbox и GeekBrains, которые стали лидерами в отрасли

Что по цифрам. У Mail.ru Group есть эффективные секторы бизнеса, но состояние компании в целом вызывает вопросы. С 2017 года увеличиваются долги. В 2018 и 2020 годах чистая прибыль оказалась отрицательной.

Мультипликаторы у Mail.ru Group слабее, чем, например, у «Сбера». P/E в отрицательной зоне, P/B слишком большой: 

У Mail.ru Group отрицательный P/E

EdTech-компании США и Китая

American Public Education: университет без кампуса

American Public Education — онлайн-платформа для студентов из любой точки мира.  Сейчас в двух онлайн-университетах компании обучаются около 100 тысяч человек.

Что по цифрам. Фундаментально бизнес оценен адекватно. Радует полное отсутствие долгов (показатель Debt/Eq = 0). Проблема в том, что до пандемии у компании падала выручка и прибыль. В 2019 году прибыль упала в 1,5 раза, до $17,8 млн. 

У American Public Education мультипликаторы в порядке

Есть риск, что компания растеряет преимущества, которые появились во время карантина и вернётся к своим стагнирующим показателям.

Stride inc.: онлайн-платформа для детей и взрослых

Stride inc. — сервис для домашнего онлайн-образования с 1 по 12 класс. Компания зарабатывает не только на обучении, но и на лизинге компьютеров с предустановленными курсами и уроками. Взять технику в лизинг может как обычная семья, так и школа. у Stride Inc. есть программа онлайн-образования для работников.

Что по цифрам. Stride inc. стоит дешевле American Public Education по мультипликаторам. При этом в последние годы бизнес рос, а не стагнировал.

Stride inc. оценивается адекватно

Но вот что интересно. Весной 2020 акции Stride inc. взлетели, а уже осенью стали падать:

TradingView / График акций Stride inc. с апреля 2020 по март 2021

Такое чувство, что с наступлением новых ограничений о компании рынок просто забыл. Это делает Stride inc. привлекательной для покупки.

Grand Canyon Education: университет и платформа для онлайн-занятий

Grand Canyon Education — это крупнейший христианский университет в мире. У него девять колледжей и множество профилей образования: от здравоохранения до бизнеса.

Основной актив компании — частный университет в штате Аризона. В кампусе университета обучаются 22 тысячи студентов. Плюс, 80 тысяч занимаются онлайн. 

В 2018 году Grand Canyon Education обменяла кампус университета на 15-летний контракт с правом получать 60% доходов университета. Таким образом университет стал некоммерческим и может претендовать на дотации из бюджета США.

Компания планирует продавать свои решения в сфере онлайн-образования другим университетам, но пока что основным пользователем остается «дочка» — Grand Canyon University. Зависимость от одного заказчика — это риск. Но если получится развить продукт, инвесторы могут претендовать на хорошую прибыль.

Что по цифрам. По итогам 2020 выручка Grand Canyon Education увеличилась с $778 млрд до $844 млрд (+8,5%). Если говорить про основные мультипликаторы, то ситуация следующая:

Grand Canyon Education — самая недооценённая компания из всех

New Oriental Education & Technology

New Oriental Education & Technology — это сервис с полным циклом образовательных услуг для детей от трёх лет до 18 лет. Это крупнейшая частная образовательная компания в Китае. В 2006 компания провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Акции New Oriental Education & Technology доступны только квалифицированным инвесторам. 

Что по цифрам. Это единственная компания из списка, в которой заметен рост как выручки, так и прибыли на акцию:

tradingeconomics.com / Прибыль на акцию у New Oriental Education & Technology
tradingeconomics.com / Выручка New Oriental Education & Technology

Из этого можно сделать вывод, что компания активно развивается и захватывает новые рынки. Нет явных причин, по которым такая тенденция должна завершиться. 

Стремительное развитие не могло не отразиться на показателях New Oriental Education & Technology: показатель P/E у компании самый высокий в отрасли (69). 

Мультипликаторы New Oriental Education & Technology завышены

Кого выбрать для инвестиций в EdTech

Что сейчас происходит на рынке онлайн-образования в России:

  1. Лучшие сервисы сосредоточены в руках Mailru Group, но фундаментально компания выглядит слишком дорогой. 
  2. Продукт «Сбера» относительно новый, но поддержка со стороны профильных министерств внушает надежду на активное внедрение «СберКласса» в российские школы.
  3. Сервисы «Яндекса» вызывают вопросы с точки зрения получения прибыли.

В США и Китае выбор EdTech-компаний больше. Самой недооценённой выглядит Stride inc., но New Oriental Education развивается быстрее.

Grand Canyon Education затеяла рискованные изменения, а её продукты для онлайн-обучения пока что работают только в одном университете. На западном рынке она выглядит наименее привлекательной.

Наш вердикт. Стоит обратить внимание на акции Stride inc. Mail.ru Group тоже привлекателен, но его акции стоят слишком дорого. Мы не даём индивидуальных рекомендаций, а помогаем объективно оценить бизнес для инвестиций. 

Exit mobile version