Новый шёлковый путь (НШП) — торговый маршрут, который свяжет Восточную Азию с Европой по морю и суше. Идею продвигает Китай с участием (в первую очередь) России и Казахстана.

Проект показывает, как геополитика влияет на нашу экономику и фондовый рынок, и почему инвестору нужно вникать в неё хотя бы немного. 

Для чего это Китаю

Его цель — перевозить товары в обход тех территорий, которые под контролем США. Но это не всё, что Китай получит от проекта:

  • Быстрые перевозки. Получится сократить срок доставки из Китая в Европу с 45-60 до 10-13 суток. 
  • Новые рынки сбыта. Китай стремится найти новые страны для продажи своих товаров. В условиях буксующей экономики и торговой войны с США для Поднебесной это жизненно важно.
  • Рабочие места на годы вперёд. Проект будет строиться долго. Позже всю дорожную инфраструктуру нужно обслуживать, для чего потребуются миллионы рабочих мест. 

Что это даст России

Пути будут проходить через нас. А когда страна — важный торговый узел, то остальным придётся считаться с её мнением. Неплохой ход, особенно на фоне ухудшения отношений с Европой.

К тому же, Россия ввязалась в этот проект, потому что хочет:

  • Помочь экономике. Новый шёлковый путь создаст дополнительные рабочие места, а также будет пополнять наш бюджет. 
  • Развить отдалённые регионы. Транспорту и технике сейчас до них тяжело добираться. Но если будет построена нормальная инфраструктура, то эти уголки страны станет проще развивать. 
  • «Подружиться» с Китаем. России нужен надёжный партнёр, с которым она могла бы вместе противостоять Западу и США. Китай подходит больше всех, поэтому Новый шёлковый путь станет началом долгосрочных отношений между странами.

Каким компаниям на руку

В первую очередь это выгодно перевозчикам: РЖД, Globalports и ДВМП. Косвенно НШП даст толчок таким отраслям:

  1. Металлургические компании. «Северсталь», НЛМК и «Русал»;
  2. Пищевые. «РусАгро», «Черкизово» и «Абрау-Дюрсо»;
  3. Производители удобрений: «ФосАгро».

Скорость перевозки и объёмы увеличатся, а значит, вырастет выручка. 

Но пока рано делать выводы — проект ещё только строится, а коронавирус затянул процесс. Я только слежу за ходом дела, чтобы при случае удачно вложиться.